Понятие и основные признаки судебной власти
Конституция РФ, раскрывая принцип разделения властей, предусматривает три ее государственных вида и устанавливает, что органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны (ст. 10 Конституции РФ). Статья 11 Конституции РФ предоставляет право осуществления государственной власти Президенту РФ, Федеральному Собранию, Правительству и судам Российской Федерации. Тем самым Конституцией определено, что судебная власть — один из видов государственной власти.
В литературе, в науке, на практике термин «судебная власть» употребляется в разных значениях. Так, правомерно говорить, что судебная власть — это суд, т. е. система соответствующих учреждений. Энциклопедические, юридические словари определяют судебную власть как систему судебных органов государства, осуществляющих правосудие. В ряде источников встречаются рекомендации обратиться к судебной власти для защиты тех или иных интересов, разрешения спора и т. д.
Глава 7 Конституции РФ о судебной власти содержит нормы, определяющие не только компетенцию различных судов, но и основы устройства отечественной судебной системы, правовое положение судей, ряд принципов судебной деятельности. В соответствии с Конституцией РФ и другими законами страны термин «судебная власть» наполняется соответствующим содержанием.
Судебная власть — это вид государственной власти. А государственную власть осуществляют соответствующие государственные органы. Однако власть — это не только те или иные учреждения, должностные лица, но и функции, которые им принадлежат, а также их осуществление, реализация.
Смысл термина «власть» истолковывается в основном значении как «право, сила и воля над кем-либо, свобода действий и распоряжений, начальствования»; «право и возможность распоряжаться, повелевать, управлять кем-либо, чем-либо» и «могущество, господство, сила».
Анализируя понятие «судебная власть», исследователи права отмечают, что оно не сводится только к суду как государственному органу. Властью является то, что данный орган должен и может сделать. По существу, это полномочия, функция. Оба элемента органически связаны друг с другом.
Концепция государственного устройства на началах разделения властей принадлежит французскому философу и правоведу Ш. J1. Монтескье (1689—1755), который считал, что соединение в одном лице или государственном органе всех видов государственной власти может привести к тирании, что нет свободы, если судебная власть не отделена от законодательной и исполнительной.
У этой концепции по различным причинам было много сторонников и противников. Так, И. Я. Фойницкий в конце XIX в., критикуя теорию Монтескье, которая, по его мнению, представляет отдельные виды государственной власти не органическими частями целого, а силами, враждебными друг другу, утверждал, что «государство, на такой системе построенное, не могло бы просуществовать и года».
Судопроизводственная деятельность развивается в строгой последовательности, установленной процессуальным законом, и осуществляется в определенных процессуальных формах и рамках. В ней участвуют заинтересованные лица и организации, реализующие свои права и исполняющие обязанности. Она может начинаться еще до вмешательства суда. Например, расследование преступления следователем по терминологии действующего закона составляет часть судопроизводства, а экспертизы, которые им назначаются в период расследования, именуются судебными.
Но судопроизводство, о котором говорится в Конституции РФ, означает непременно деятельность суда, рассматривающего конкретное дело, принимающего и формулирующего решения по существу, на основе закона, в установленном порядке и осуществляющего тем самым правосудие;
подзаконность судебной власти означает, что компетенция судов, их полномочия определяются Конституцией и другими федеральными законами. Законодательная власть не вправе вмешиваться в производство по конкретным делам. Но созданные ею законы должны неукоснительно соблюдаться судами.
Судьи независимы и при осуществлении своих полномочий руководствуются только Конституцией и законами.
Так, например, принося присягу, судья Конституционного Суда РФ клянется при исполнении своих обязанностей подчиняться только Конституции РФ, ничему и никому более (ст. 10 Закона о Конституционном Суде).
Деятельность суда основана на законе и состоит в определенном смысле в оценке той или иной жизненной ситуации с позиций закона, права. В соответствии со ст. 120 Конституции РФ суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом.
Реализация судебной власти предполагает право и обязанность суда толковать законы и другие нормативные акты, что выступает необходимым условием правосудия и других видов реализации судебной власти.
Российское право в целом исходит из отрицания значения судебного прецедента как самостоятельного источника права. Но судебная практика, сталкиваясь со сложными ситуациями в применении правовых норм, вырабатывает принципиальные решения, призванные правильно выражать смысл закона. Конституция страны предоставляет Верховному Суду РФ и Высшему Арбитражному Суду РФ право давать разъяснения по вопросам судебной практики (ст. 126 и 127 Конституции РФ), которые призваны ориентировать суды на правильное понимание и применение закона.
Подзаконность судебной власти распространяется и на высшие судебные органы, их компетенцию и деятельность.
Особой юридической силой обладает толкование Конституции Конституционным Судом РФ. Оно является официальным и обязательным для всех органов государственной власти и местного самоуправления, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений (ст. 106 Закона о Конституционном Суде).
Похожие работы:
- Понятие и основные признаки судебной власти Конституция РФ, раскрывая принцип разделения властей, предусматривает три ее государственных вида и устанавливает, что органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны (ст. 10 К...
- Основные направления дальнейшего реформирования судебной власти и ее обеспечения Основные направления реформирования судебной власти и ее необходимого полноценного обеспечения классифицируются различным образом, исходя из многообразных социально- правовых критериев. С позиций сов...
- Понятие и основные признаки экологических правоотношений Экологические правоотношения принято рассматривать с трех позиций: - экологические правоотношения как предмет экологического права; - экологические правоотношения как разновидность правовых отношени...
- Функции государства: понятие и основные признаки Вопрос о функциях государства имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Он позволяет взглянуть на государство не только со стороны его формы, внутреннего строения и содержания, но и р...
- Суд как орган судебной власти.Судебная система Российской Федерации Судебная власть в России принадлежит только судам. Суд, пользующийся судебной властью, — исключительно государственный орган. Существующие общественные по сути организации, в названии которых со...